На чтение: 5 минут      Просмотры: 581      Комментарии: 0

Как работают коллекторы

Подстветка:
Размер шрифта: +100%-

Работа коллекторов сводится к оповещению клиентов о задолженности и взысканию долга в предусмотренных законом случаях. Процедуры общения с должником обозначены в ст. 7 ФЗ № 230. Взыскатели вправе:

  1. Встречаться с должником (заемщиком), звонить ему по телефону, отправлять SMS-сообщения и почтовые уведомления.
  2. Обращаться к заемщику с досудебной претензией с требованием погасить долг в своевременные сроки.
  3. Обращаться с исковым заявлением в суд и подавать заявление о возбуждении исполнительного производства.

У коллекторов есть право получать информацию о должнике, участвовать в розыске его имущества. Все действия они могут совершать только в рамках закона.

Общение с должником

Коллектор вправе лично встречаться с должником не чаще одного раза в неделю. Количество телефонных звонков не может быть больше 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Звонить разрешено с 8 утра до 10 вечера в рабочие дни. В праздничные и нерабочие дни звонки разрешены с 9:00 до 8 вечера.

Должнику запрещено звонить со скрытых номеров и номера, зарегистрированного за рубежом.

Существует также лимит на текстовые сообщения. Их можно присылать в количестве не больше 2 раз в день, 4 раза – неделя, 16 раз в месяц. Ограничение на отправление почтовых сообщений не предусмотрено.

При каждом звонке коллекторы обязаны представляться: называть свои Ф.И.О., должность, организацию, от имени которой они работают. В текстовом сообщении взыскатель должен указать наименование организации, ее юридический адрес (местонахождение), точный размер и структуру задолженности.

Взыскатель также должен указать контактные данные, по которым должник может связаться с кредитором. Текст сообщения, которое направляется должнику, должен быть составлен разборчивым шрифтом и на русском языке.

Коллекторы обязаны прервать общение с должником, если:

  • он подал заявление о банкротстве, и суд признал такое заявление обоснованным;
  • должник является инвалидом 1 группы;
  • заемщик несовершеннолетний;
  • должник на момент возникновения просрочки лишен дееспособности и (или) находится на лечение в стационаре.

Коллекторы также должны прекратить общение с должником, ограниченным в дееспособности. Сведения о состоянии здоровья, недееспособности, болезни, несовершеннолетии должны сообщить сами должники или их законные представители.

Родственники и близкие люди должника вправе отказаться общаться с взыскателем, направив им заказное письмом с уведомлением о поручении. Должник также вправе написать отказ от того, чтобы коллекторы общались с его родственниками или близкими людьми.

ФЗ № 230 предусматривает возможность отказаться от общения с взыскателем, направив ему соответствующее нотариальное удостоверенное или заказное письмо с уведомлением.

С момента получения письма коллекторы не вправе лично встречаться с должником, звонить на его личные номера и отправлять сообщения.

Исключения составляют случаи, если в отношении должника принято судебное решение. Тогда действие запрета приостанавливается на 2 месяца. В течение этого периода коллекторы вправе снова начать лично общаться с заемщиком, звонить ему по телефону и отправлять сообщения. Если ранее должник не отказывался от общения, то он вправе направить отказ по истечении месяца после принятия судебного акта.

Коллекторам запрещается использовать в своей работе методы, унижающие человеческое достоинство. Они не могут угрожать должнику физической расправой, угрозой уничтожения его имущества. Им не разрешено представляться сотрудниками правоохранительных органов и должностными лицами органов государственной власти.

Взыскателям запрещается вводить должника в заблуждении относительно размера задолженности и последствий ее неоплаты. Нельзя указывать ложные сведения о договорах, на основании которых возник долг. Запрещено предоставлять неправильные банковские реквизиты, по которым должник может направить средства неверному адресату.

Досудебная претензия

Если коллекторы выкупили у банка долг в порядке цессии, то они вправе направлять должнику досудебные претензии. Их количество и содержание зависит от размера просроченной задолженности и особенностей конкретной спорной ситуации. В претензии взыскатели подробно расписывают основания возникновения долга, указывают на просрочку и обозначают требование погасить возникшую задолженность в конкретные сроки. При получении такого документа должник может ответить – составив грамотные и обоснованные возражения либо вовсе проигнорировать требования – если ответ не имеет значения для решения спора по существу.

У заемщика есть право направить встречную претензию – относительно поведения коллекторов, их нарушения ФЗ № 230 и по другим весомым основаниям.

На досудебной стадии решения спора может использоваться посредническая поддержка медиаторов. Они организуют переговоры между конфликтующими сторонами и занимаются поисками взаимоприемлемого решения. Главное условие досудебных переговоров – согласие обеих сторон в них участвовать. Результат зависит от готовности сторон идти на уступки.

Обычно если долг большой и заемщик не платит, то у досудебного урегулирования спора не будет эффективного результата. Взыскателю приходится обращаться в суд.

Обращение в суд

При невозможности взыскать долг в досудебном порядке коллекторы, которые могут быть представителями банка, оформляют судебный приказ или исковое заявление в суд. Документы подаются по месту нахождения ответчика. У должника есть возможность направить обоснованные возражения на исковое заявление, с приложением финансовой и другой документации.

Если решение суда будет вынесено не в пользу должника, то кредитор, в том числе при содействии коллекторов, вправе обратить взыскание на имущество должника через судебных приставов – в рамках исполнительного производства.

Должнику рекомендуется:

  1. Не допускать существенной просрочки по кредиту, а платить его хотя бы малыми частями.
  2. При существенной просрочке (больше 500 тыс.) и невозможности платить обращаться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд.
  3. При противоправном поведении коллекторов жаловаться в ФССП (контролирует деятельность коллекторских организаций) и писать заявление в полицию.

В сложных ситуациях следует предпринимать меры по сохранности ценного имущества. Споры с взыскателями и переговоры с коллекторами целесообразно доверять квалифицированным юристам.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

Дополнительная информация

Имеют ли право коллекторы подавать в суд?
Могут ли коллекторы описать имущество?
Могут ли коллекторы начислять проценты?
Имеют ли право коллекторы арестовывать счета?
Как не платить коллекторам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Доктор Право ·   Политика конфиденциальности