Если коллекторы звонят по чужому кредиту, то, прежде всего, необходимо поинтересоваться статусом собеседника. По телефону могут обращаться непосредственно представители банка или посредники учреждения, действующие по агентскому договору. Если организация, которая занимается взысканием задолженности, выкупила долг, то она обращается к предполагаемому должнику через сотрудников, работающих по трудовому договору.
Специфика ситуации и способы реагирования на звонки по чужому кредиту
Коллекторы могут беспокоить гражданина и его семью по чужому кредиту, заблуждаясь относительно личности должника и его места проживания. Это случается, так как человек может переехать либо вовсе указать при оформлении займа чужие контактные данные.
Но возможны ситуации, когда взыскатели и их посредники намеренно стараются психологически давить на знакомых и родственников заемщика, чтобы те, в свою очередь, тревожили должника и вынуждали его быстрее расплачиваться за кредит.
Для решения проблемы следует обратиться к ч.5 ст. 4 ФЗ № 230 от 3.07.2016 г., которая запрещает коллекторам беспокоить третьих лиц в случае, когда у взыскателей нет отдельного письменного согласия на взаимодействие с родственниками или членами семьи должника.
Если взыскатели настойчиво продолжают беспокоить по кредиту, то следует выяснить их правовой статус, установить доскональную информацию о кредиторах. Нужно установить:
- наименование, юридический адрес организации-взыскателя;
- информацию о ее посредниках. Кредитор не может привлекать одновременно к взысканию долга больше двух посредников;
- официальные контактные данные.
Беспокоить третьих лиц коллекторы могут, если у них есть письменно оформленное согласие должника и отсутствуют возражения со стороны третьих лиц.
При наличии возражений со стороны третьих лиц, оформленных в письменной форме, взыскатели не вправе их тревожить. В перечень третьих лиц входят: родственники должника и другие граждане.
Если коллекторы звонят по чужому кредиту, то следует сначала объяснить им о том, что долг не имеет никого отношения к адресату звонка. Как показывает практика, взыскатели потребуют указать реальное местонахождение должника и его актуальные контактные данные. Никто не обязан им это сообщать. Возможны ситуации, когда граждане и вовсе не понимают, о каком кредите идет речь.
Тогда следует посетить офис кредитора и предоставить сведения, подтверждающие, что гражданин не является должником и никаких кредитов не оформлял. Желательно уведомлять стороннего кредитора в письменной форме — на адрес коллекторов рекомендуется отправить заказное письмо с уведомлением о вручении.
В нем нужно изложить, что лица, к которым регулярно обращаются взыскатели с требованием погасить долг, не являются должниками, и о месте нахождения настоящего должника им ничего не известно.
Другие нюансы
Коллекторы стараются использовать любую возможность, чтобы не терять связь с должником. Поэтому они все равно могут продолжать звонить третьим лицам по чужим долгам. В таком случае надо заносить номера в черный список – в том числе на стационарных устройствах.
Гражданам, которые столкнулись со звонками по чужим долгам, следует:
- Обязательно письменно уведомлять беспокоящих субъектов об отсутствии долгов перед ними и об отказе от любого общения.
- Блокировать звонки взыскателей, занося их в черный список.
- При открытых угрозах следует обращаться в полицию.
Если действиями взыскателей гражданам причинен материальный и моральный вред, то его придется взыскивать в судебном порядке. В конфликтных ситуациях нужно обращаться за помощью к компетентным юристам.