Полномочия коллекторов существенно ограничены после принятия ФЗ № 230. Закон направлен на защиту прав физического лица – должника. Взыскателям запрещается беспокоить заемщика тогда, когда они посчитают это необходимым. Коллекторам не разрешается разглашать данные о заемщике третьим лицам, за исключением случая, если он сам дал на это письменное согласие.
- Вне зависимости от согласия запрещено разглашать информацию о должнике непосредственно на его работе.
- Прямого запрета приходить на работу, то есть лично видеться с заемщиком, не предусмотрено. Однако запрещается разглашать информацию о долге третьим лицам – сослуживцам, коллегам должника.
- Возможность личной встречи с должником тоже ограничена. С ним можно видеться не чаще 1 раза в неделю.
Таким образом, формально коллекторы могут лично пообщаться с должником, но на работе этого делать нельзя.
Недобросовестные взыскатели могут поджидать должника с работы, выслеживать его специально, чтобы угрожать или даже причинить вред. Такие ситуации нельзя игнорировать. Следует обращаться с заявлением в полицию.
Имеют ли право коллекторы угрожать
Взыскатели являются квалифицированными посредниками. Их компетенция строго ограничена. Они не заменяют собой сотрудников правоохранительных органов, не могут применять к должнику меры принуждения, в том числе физического.
Как прекратить общение с кредитором?
Ст. 7-8 ФЗ № 230, принятого в 2016 году, регулируют порядок общения коллекторов с должниками. Заемщик может контактировать с взыскателями лично, через представителя либо совсем отказаться от общения. Отказ от взаимодействия с взыскателями по поводу долга физического лица должен быть предоставлен в письменной форме.
Его можно оформить только спустя 2 месяца после возникновения задолженности. Отказ от общения нужно направить заказным письмом с уведомлением о вручении либо составить в нотариальной форме. Действие отказа приостанавливается на 2 месяца после принятия судебного решения (например, суд выносит приказ о взыскании долга).
Сами кредиторы редко стараются прийти к должнику на работу. Перед этим они выясняют специфику деятельности компании или предприятия и только потом решают действовать. Гораздо чаще они предпочитают звонить на известные номера либо являться уже непосредственно к должнику домой.
У коллекторов нет права беспокоить должника на рабочем месте и распространять информацию о долге среди коллег сотрудника. Они также не могут обращаться к работодателю. Все общение должно сводиться только к обращению к самому должнику и вне работы.
Должнику рекомендуется:
- заранее отказываться от общения с коллекторами, оформляя письменное уведомление;
- стараться не разглашать свое официальное место работы, минимизировать информацию, которые коллекторы могли бы получить;
- при явных угрозах и постоянном давлении следует обращаться в полицию.
В сложных обстоятельствах рекомендовано обеспечить себя поддержкой со стороны компетентного юриста.